Проверка и замена датчиков системы управления двигателем

Рисунок 1

Датчик положения коленчатого вала установлен в передней части блока цилиндров двигателя.

При возникновении неисправности в цепи датчика положения коленчатого вала двигатель перестает работать, контроллер заносит в память код неисправности и включает сигнализатор в комбинации приборов. В этом случае проверьте датчик и задающий диск на отсутствие зубьев, биение или другие повреждения.

Вам потребуются: все инструменты, необходимые для снятия брызговиков двигателя, а также ключ «на 10», тестер.

Рисунок 2

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Рисунок 3

2. Снимите правые нижний и боковой брызговики двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков двигателя»).

Рисунок 4

3. Отсоедините колодку жгута проводов датчика положения коленчатого вала.

Рисунок 5

4. Выверните болт крепления…

Рисунок 6

5. ...иснимите датчик положения коленчатого вала.

Рисунок 7

6. Для проверки исправности датчика положения коленчатого вала измерьте сопротивление между контактами его колодки. При температуре от +10 до +50 °С сопротивление должно быть 985-1600 Ом.

7. Установите датчик положения коленчатого вала двигателя в порядке, обратном снятию.

Рисунок 8

Датчики фазы установлены в левой верхней части головки блока цилиндров. При неисправности в цепи датчика контроллер заносит в память код неисправности и использует обходную программу управления двигателем (без изменения фаз газораспределения).

Вам потребуется ключ «на 10».

ПРИМЕЧАНИЕ

Показана замена датчика фазы на впускном валу газораспределительного механизма. Датчик фазы на выпускном валу заменяют аналогично.

Рисунок 9

1. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).

Рисунок 10

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Рисунок 11

3. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика фазы…

Рисунок 12

4. …выверните болт крепления…

Рисунок 13

5. ...и извлеките датчик из отверстия в головке блока цилиндров.

6. Для проверки исправности датчика измерьте сопротивление между его контактами. При температуре от +10 до +50 °С сопротивление должно быть 835-1400 Ом.

7. Установите датчик фазы в порядке, обратном снятию.

Рисунок 14

Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в резьбовое отверстие головки блока цилиндров. В случае отказа датчика контроллер заносит в память код неисправности и использует обходную программу управления двигателем (рассчитывает приблизительное значение температуры охлаждающей жидкости по времени работы двигателя и массовому расходу воздуха).

Вам потребуются: ключ «на 19», тестер, термометр.

Рисунок 15

1. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).

Рисунок 16

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Рисунок 17

3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

При замене датчика охлаждающую жидкость можно не сливать: после снятия датчика заглушите отверстие пальцем или пробкой - потеря охлаждающей жидкости будет минимальной.

Таблица 1. Данные для проверки датчика температуры охлаждающей жидкости

Температура, °ССопротивление датчика, кОм
-2011,0-25,0
05,0-10,0
+202,4-4,0
+401,0-1,9
+600,5-0,9
+800,25-0,6

Рисунок 18

4. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости, сжав фиксатор.

Рисунок 19

5. Выверните датчик из отверстия в головке блока цилиндров.

6. Опустите датчик в горячую воду и проверьте тестером изменение сопротивления между выводами датчика по мере остывания воды, контролируя температуру воды термометром. Значения сопротивления исправного датчика приведены вТаблице 1.

7. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.

8. Вверните датчик температуры охлаждающей жидкости и затяните его моментом 20 Н?м. Установите остальные детали в порядке, обратном снятию.

9. Залейте охлаждающую жидкость.

Рисунок 20

Комбинированный датчик массового расхода и температуры поступающего воздуха установлен в воздушном рукаве между воздушным фильтром и дроссельным узлом. При неисправности датчика контроллер заносит в память код неисправности и использует обходную программу управления двигателем (рассчитывает приблизительный массовый расход воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки).

Проверку датчика массового расхода и температуры поступающего воздуха необходимо выполнять на сервисной станции с помощью сканера, подключенного к диагностическому разъему

Вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.

Рисунок 21

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Рисунок 22

2. Сожмите фиксатор…

Рисунок 23

3. ...и отсоедините колодку жгута проводов от датчика.

Рисунок 24

4. Выверните два винта крепления и снимите датчик массового расхода и температуры поступающего воздуха.

Рисунок 25

5. Осмотрите платиновый элемент датчика массового расхода воздуха (на фото показан стрелкой) и убедитесь в отсутствии его обрыва и наличия посторонних частиц на нем. При обнаружении обрыва платинового элемента замените датчик.

Таблица 2. Данные для проверки датчика массового расхода и температуры поступающего воздуха

Температура, °ССопротивление датчика, кОм
-2013,6-18,4
+202,21-2,69
+600,49-0,67

Рисунок 26

6. Проверьте тестером изменение сопротивления между выводами А и Б датчика по мере изменения температуры. Значения сопротивления исправного датчика приведены вТаблице 2.

7. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.

8. Установите комбинированный датчик в порядке, обратном снятию.

Рисунок 27

Датчик положения дроссельной заслонки, действие которого основано на эффекте Холла, соединен с осью дроссельной заслонки. Вращение оси заслонки вызывает изменение напряжения сигнала датчика, по которому контроллер определяет степень открытия дроссельной заслонки. Датчик встроен в крышку дроссельного узла, поэтому при выходе датчика из строя замените дроссельный узел в сборе (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).

Датчики концентрации кислорода установлены на катколлекторе и приемной трубе системы выпуска отработавших газов.

Рисунок 28

Датчик на выпускном коллекторе управляющий…

Рисунок 29

...датчик на выпускной трубе диагностический.

Оба датчика имеют сходную конструкцию, но различаются характеристиками. Если хотя бы один из датчиков концентрации кислорода неисправен, токсичность отработавших газов может резко повыситься, а расход топлива увеличится.

Вам потребуются: ключ «на 22», тестер.

Для замены управляющего датчика концентрации кислорода выполните следующие операции.

Рисунок 30

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Рисунок 31

2. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).

Рисунок 32

3. Сжав фиксаторы, разъедините колодку жгута проводов датчика…

Рисунок 33

4. ...после чего выверните управляющий датчик из отверстия катколлектора.

5. Для проверки исправности управляющего датчика концентрации кислорода измерьте сопротивление между контактами «1» и «2» его колодки. При температуре +20 °С сопротивление должно быть 1,8—3,4 Ом.

6. Установите управляющий датчик концентрации кислорода в порядке, обратном снятию.

Для замены диагностического датчика концентрации кислорода выполните следующие операции.

Рисунок 34

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» акумуляторной батареи.

Рисунок 35

2. Извлеките держатель жгута проводов из основания кузова.

Рисунок 36

3. Сожмите фиксаторы и разъедините колодку жгута проводов диагностического датчика концентрации кислорода…

Рисунок 37

4. ...после чего выверните датчик из отверстия приемной трубы.

5. Для проверки исправности диагностического датчика концентрации кислорода измерьте сопротивление между контактами «1» и «2» его колодки. При температуре +20 °С сопротивление должно быть 11-16 Ом.

6. Установите диагностический датчик концентрации кислорода в порядке, обратном снятию.

Рисунок 38

Датчик детонации установлен на болту, ввернутом в стенку блока цилиндров в его верхней части. При отказе датчика контроллер заносит в память код неисправности и использует обходную программу управления двигателем (с уменьшенным углом опережения зажигания для исключения детонации).

Вам потребуются: все инструменты для снятия впускной трубы двигателя.

Рисунок 39

1. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).

Рисунок 40

2. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Рисунок 41

3. Снимите впускную трубу двигателя (см «Замена уплотнения впускной трубы»).

Рисунок 42

4. Сожмите фиксатор…

Рисунок 43

5. ...и отсоедините от датчика детонации колодку жгута проводов.

Рисунок 44

6. Выверните болт и снимите датчик детонации со шпильки.

Рисунок 45

7. Для проверки исправности датчика детонации измерьте сопротивление между его контактами. При температуре +20 °С сопротивление должно быть 120-180 кОм.

8. Установите датчик детонации в порядке, обратном снятию.

Рисунок 46

Гидравлические клапаны изменения фаз установлены на правой верхней части крышки головки блока цилиндров. Клапаны регулируют давление масла, подаваемого в исполнительные механизмы изменения фаз, установленные на передних концах распределительных валов.

Вам потребуется ключ «на 10».

ПРИМЕЧАНИЕ

Показана замена гидравлического клапана изменения фаз на впускном распределительном валу. Гидравлический клапан изменения фаз на выпускном распределительном валу заменяют аналогично.

Рисунок 47

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Рисунок 48

2. Снимите декоративный кожух двигателя (см. «Снятие и установка декоративного кожуха двигателя»).

Рисунок 49

3. Нажмите на фиксатор…

Рисунок 50

4. ...и отсоедините колодку жгута проводов системы управления двигателем от гидравлического клапана изменения фаз.

5. Выверните болт крепления гидравлического клапана изменения фаз….

Рисунок 51

6. ...и выньте клапан из головки блока цилиндров.

ПРИМЕЧАНИЯ

Рисунок 52

Обратите внимание на маркировку гидравлического клапана изменения фаз, чтобы приобрести аналогичный новый клапан.

При снятии гидравлического клапана изменения фаз обязательно замените уплотнительные кольца.

Рисунок 53

7. Для проверки исправности датчика детонации измерьте сопротивление между его контактами. При температуре +20 °С сопротивление должно быть 6,9-7,9 Ом.

8. Установите гидравлический клапан изменения фаз в порядке, обратном снятию.