Особенности конструкции стартера
Рисунок 1
Стартер автомобилей Toyota Corolla представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с планетарным редуктором и электромагнитным двухобмоточным тяговым реле. Крышки и корпус статора стянуты двумя болтами. В корпусе статора закреплены постоянные магниты. Вращение от вала якоря электродвигателя передается валу привода через планетарный редуктор. На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода.
При повороте ключа в выключателе (замке) зажигания в положение «START» напряжение от аккумуляторной батареи подается на втягивающую 3 (Рисунок 2) и удерживающую 4 обмотки тягового реле, в результате рычаг привода перемещается и шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Одновременно якорь 5 тягового реле замыкает силовые контакты (в этот момент втягивающая обмотка выключается), на электродвигатель стартера подается напряжение от аккумуляторной батареи. Ротор 6 стартера через планетарный редуктор проворачивает коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превысит частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода разблокируется и станет пробуксовывать, тем самым предохраняя стартер от высокой частоты вращения и повреждений.
Рисунок 2. Схема соединений стартера
Схема соединений стартера:
1 - аккумуляторная батарея;
2 - контакты тягового реле стартера;
3 - втягивающая обмотка тягового реле стартера;
4- удерживающая обмотка тягового реле стартера;
5 - якорь тягового реле стартера;
6 - ротор;
7 - полюс статора (постоянный магнит);
8 - щетка;
9 - выключатель (замок) зажигания.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Для того чтобы избежать многих неисправностей стартера, соблюдайте ряд простых правил при его эксплуатации.
При пуске двигателя включайте стартер не более чем на 10-15 с и повторно - через 20-30 с. Непрерывная длительная работа стартера может привести к перегреву. Если после трех попыток двигатель не пускается, следует проверить и устранить неисправности в системе питания или зажигания двигателя.
После пуска двигателя немедленно выключите стартер, так как длительное вращение маховиком шестерни привода может привести к повреждению муфты свободного хода стартера.
Не допускается передвигать автомобиль с помощью стартера. Это вызывает его значительную перегрузку и повреждение.
Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Стартер не включается | |
Неисправна аккумуляторная батарея | Проверьте аккумуляторную батарею |
Окисление клемм аккумуляторной батареи и наконечников проводов | Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы техническим вазелином |
Нарушение контактов в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения и управления стартером | Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в цепях электроснабжения и управления стартером |
Нарушение в работе выключателя (замка) зажигания | Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания |
Неисправно реле стартера в монтажном блоке, расположенном в моторном отсеке | Замените реле стартера |
Неисправно тяговое реле | Замените тяговое реле |
Неисправен стартер | Отремонтируйте стартер |
Тяговое реле включается, но якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно | |
Сильно разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите или замените аккумуляторную батарею |
Окисление клемм аккумуляторной батареи и наконечников проводов | Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы техническим вазелином |
Слабая затяжка гаек крепления наконечников проводов на выводах тягового реле | Затяните гайки |
Неисправен стартер | Отремонтируйте стартер |
Тяговое реле включается и сразу выключается (часто повторяющийся стук) | |
Сильно разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите или замените аккумуляторную батарею |
Увеличенное сопротивление цепи электроснабжения стартера | Зачистите и закрепите наконечники проводов. Неисправные провода замените |
Неисправен выключатель (замок) зажигания | Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания |
Неисправно тяговое реле | Замените тяговое реле |
Стартер включается, но коленчатый вал не вращается | |
Неисправен стартер | Отремонтируйте стартер |
Стартер включается, но шестерня не входит в зацепление | |
Забоины на зубьях шестерни муфты привода или венца маховика | Устраните забоины или замените маховик либо муфту привода стартера |
Стартер не выключается после пуска двигателя | |
Заедание ключа в выключателе (замке) зажигания в положении «START» | Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания |
Замыкание контактов выключателя (замка) зажигания | То же |
Неисправен стартер | Отремонтируйте стартер |
Повышенный уровень шума при вращении якоря стартера | |
Ослаблено крепление стартера | (Подтяните болты крепления стартера |
Повреждены зубья шестерни муфты привода стартера или зубчатого обода маховика двигателя | Замените или отремонтируйте стартер, замените маховик двигателя |
Неисправен стартер | (Отремонтируйте стартер |