Особенности конструкции тормозной системы

Автомобиль оборудован двумя независимыми тормозными системами: рабочей и стояночной. Первая, оснащенная гидравлическим приводом, обеспечивает торможение при движении автомобиля, вторая затормаживает автомобиль на стоянке. Рабочая система двухконтурная, с диагональным соединением тормозных механизмов передних и задних колес. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой - левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется другой контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включены главный тормозной цилиндр 23 (Рисунок 1), вакуумный усилитель 5, гидроэлектронный модуль 22 антиблокировочной системы тормозов, тормозные механизмы передних и задних колес вместе с рабочими цилиндрами и трубопроводы.

Стояночная тормозная система - с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.

Рисунок 1

Тормозная система:

1 - тормозной диск правого переднего колеса;

2 - тормозной механизм правого переднего колеса;

3 - гибкий шланг тормозного механизма правого переднего колеса;

4 - трубопровод тормозного механизма правого переднего колеса;

5 - вакуумный усилитель;

6 - рычаг привода стояночного тормоза;

7,16 - тросы привода стояночного тормоза;

8 - тормозной диск правого заднего колеса;

9 - тормозной механизм правого заднего колеса;

10 - гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса;

11 - трубопровод тормозного механизма правого заднего колеса;

12 - трубопровод тормозного механизма левого заднего колеса;

13 - гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса;

14 - тормозной механизм левого заднего колеса;

15 - тормозной диск левого заднего колеса;

17 - педаль тормоза;

18 - тормозной механизм правого переднего колеса;

19 - тормозной диск тормозного механизма левого переднего колеса;

20 - гибкий шланг тормозного механизма левого переднего колеса;

21 - трубопровод тормозного механизма левого переднего колеса;

22 - гидроэлектронный модуль ABS;

23 - главный тормозной цилиндр.

Тормозные механизмы передних колес дисковые, с автоматической регулировкой зазора между колодками 3 (Рисунок 3) и диском 8 с плавающей скобой 7. На скобе установлен рабочий тормозной цилиндр 4. Направляющая колодок 6 прикреплена болтами к поворотному кулаку. Подвижная скоба прикреплена болтами 5 к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. Направляющие пальцы смазаны консистентной смазкой и защищены резиновыми чехлами 1. В полости цилиндра подвижной скобы установлен поршень с уплотнительным кольцом. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и вентилируемым диском, поверхность которого защищена щитом тормоза. При торможении поршень под действием давления жидкости прижимает внутреннюю колодку к диску, силой реакции подвижная скоба перемещается на пальцах и наружная колодка тоже прижимается к диску, при этом сила прижатия колодок оказывается одинаковой. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительного кольца отводится от колодки, в результате чего между колодками и диском образуется небольшой зазор.

Рисунок 3

Тормозной механизм переднего колеса:

1 - защитный чехол направляющего пальца;

2 - клапан выпуска воздуха;

3 - внутренняя тормозная колодка;

4 - тормозной цилиндр;

5 - болт направляющего пальца;

6 - направляющая колодок;

7 - скоба тормозного механизма;

8 - тормозной диск.

Главный тормозной цилиндр 8 (Рисунок 4) типа «тандем» гидравлического привода тормозов состоит из двух отдельных камер, соединенных с независимыми гидравлическими контурами. Передняя камера связана с правым передним и левым задним тормозными механизмами, задняя - с левым передним и правым задним.

Рисунок 4

Главный тормозной цилиндр с бачком:

1 - бачок главного тормозного цилиндра;

2 - уплотнительное кольцо главного тормозного цилиндра;

3 - толкатель поршня;

4 - фланец крепления;

5 - горловина бачка;

6 - датчик уровня тормозной жидкости;

7, 9 - отверстия подсоединения трубопроводов;

8 - главный тормозной цилиндр.

На главный цилиндр установлен бачок 1, внутренняя полость которого разделена перегородками на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного тормозного цилиндра.

При нажатии на педаль тормоза поршни главного тормозного цилиндра начинают перемещаться, рабочими кромками манжет перекрывают компенсационные отверстия, камеры и бачок разобщаются, и начинается вытеснение тормозной жидкости.

Рисунок 2

Вакуумный усилитель, установленный между механизмом педали и главным тормозным цилиндром, при торможении за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя через шток и поршень первой камеры главного цилиндра создает дополнительное усилие, пропорциональное усилию от педали.

Тормозные механизмы задних колес (Рисунок 5) дисковые, с автоматической регулировкой зазора. Тормозные колодки приводятся в действие одним гидравлическим рабочим цилиндром. Оптимальный зазор между диском и колодками поддерживается по тому же принципу, что и у тормозных механизмов передних колес. Рабочие тормозные механизмы задних колес совмещены с механизмами стояночного тормоза.

Рисунок 5

Тормозной механизм заднего колеса:

1 - щит тормозного механизма;

2 - направляющая колодок;

3 - тормозная колодка;

4 - скоба;

5 - защитный чехол направляющего пальца;

6 - тормозной диск;

7 - тормозной шланг;

8 - болт-штуцер тормозного шланга;

9 - клапан выпуска воздуха;

10 - угловой рычаг стояночного тормоза;

11 - наконечник троса стояночного тормоза;

12 - болт направляющего пальца;

13 - чехол троса стояночного тормоза.

Стояночный тормоз (Рисунок 6), приводимый в действие механически, состоит из рычага, установленного на основании кузова между передними сиденьями, переднего троса с регулировочным устройством и уравнителем, к которому присоединены два задних троса, и разжимных рычагов, установленных в тормозных механизмах задних колес. При включении стояночного тормоза угловой рычаг 7 и шток 3 (привод в сборе), который связан с угловым рычагом, проворачиваются под действием троса привода стояночного тормоза. Одновременно с этим первичный вал 8 продвигает шток, перемещая запорный шарик 4. Винтовая муфта 9 на поршне, связанная со штоком, также смещается, отодвигаясь от поршня 2 и колодки 1 тормозного диска, создавая тормозное усилие. Задние наконечники задних тросов соединены угловыми рычагами, установленными на первичных валах механизмов стояночного тормоза. Рычаг привода стояночного тормоза, закрепленный между передними сиденьями на тоннеле пола, оборудован механизмом регулировки натяжения тросов и уравнителем. Передние наконечники задних тросов соединены с уравнителем механизма натяжения.

Стояночному тормозу не требуется особый уход. При текущем ремонте проверьте степень износа его деталей, убедитесь в исправности шлицевого соединения углового рычага с первичным валом механизма. Чрезмерно изношенные детали замените.

При обнаружении обрыва оболочек или проволок тросы нужно заменить новыми.

Рисунок 6

Схема работы стояночного тормозного механизма:

1 - колодка дискового тормоза;

2 - поршень;

3 - шток;

4, 5 - запорный шарик;

6, 8 - первичный вал;

7 - угловой рычаг;

9 - винтовая муфта;

10 - тормозной диск.

Возможные неисправности тормозной системы, их причины и способы устранения

Причина неисправностиСпособ устранения
Увеличенный рабочий ход педали тормоза
Утечка тормозной жидкости из рабочих цилиндровЗамените вышедшие из строя рабочие тормозные механизмы
Воздух в гидроприводе тормозовУдалите воздух, прокачав гидропривод
Повреждены резиновые уплотнительные кольца вглавном тормозном цилиндреЗамените цилиндр в сборе
Повышенное биение тормозного диска (более 0,05 мм)Прошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 19 мм, а задних – 7,5 мм
Недостаточная эффективность торможения
Замасливание накладок колодок тормозных механизмовЗамените тормозные колодки
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрахУстраните причины заклинивания, поврежденные детали замените
Полный износ накладок тормозных колодокЗамените тормозные колодки
Перегрев тормозных механизмовНемедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам
Применение низкокачественных колодокПрименяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем
Нарушение герметичности одного изконтуров (сопровождается провалом педали тормоза)Замените поврежденные детали, прокачайте систему
Нарушение регулировки педали тормоза (расстояние отплощадки педали до пола меньше нормы)Отрегулируйте положение педали тормоза, определите причину увеличения полного хода и замените поврежденные детали
Уменьшено выступление штока вакуумного усилителя тормозовОбратитесь на сервис для регулировки усилителя
Нарушение в работе ABSОбратитесь на сервис для проверки ABS
Неполное растормаживание всех колес
Отсутствует свободный ход педали тормозаОтрегулируйте положение педали тормоза
Увеличено выступание штока вакуумного усилителя тормозовОбратитесь на сервис для регулировки усилителя
Заклинивание поршней главного цилиндраЗамените главный цилиндр
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали
Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпусаЗамените тормозной механизм и прокачайте гидропривод тормозов
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепленияЗатяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
Неправильная регулировка стояночной тормозной системыОтрегулируйте стояночную тормозную систему
Нарушение в работе ABSОбратитесь на сервис для проверки ABS
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении
Заклинивание поршня рабочего цилиндраПроверьте и устраните причину заедания поршня в цилиндре
Закупоривание какой-либо трубки вследствие вмятины или засоренияЗамените или прочистите трубку
Загрязнение или замасливание дисков и накладок тормозных колодокОчистите детали тормозных механизмов
Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения)Замените поврежденные детали и прокачайте гидропривод. Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки ABS
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении
Неисправен вакуумный усилительЗамените усилитель
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослаблено его креплениеЗамените вакуумный шланг
Писк или вибрация тормозов
Замасливание фрикционных накладокЗамените тормозные колодки
Износ накладок или инородные включения в нихТо же
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) тормозного дискаПрошлифуйте или замените диск, если толщина тормозных дисков передних колес менее 19 мм, а задних - 7,5 мм

Кроме того, автомобиль оснащен электронными системами повышения активной безопасности: антиблокировочной системой (ABS) и системой распределения тормозных усилий (EBD), которые описаны в разд. «Системы безопасности».

Гидравлическая система тормозов объединена в единое целое металлическими трубками и шлангами. Система заполнена специальной тормозной жидкостью класса не ниже DOT-4, которую необходимо периодически заменять. Порядок замены тормозной жидкости и проверка тормозной системы описаны ниже.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы стояночного тормоза, стараются реже им пользоваться. Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.